Регулирующий клапан — вид трубопроводной арматуры, с помощью которой можно регулировать объем рабочей среды и менять проходное сечение. Клапаны дают возможность контролировать давление, управлять технологическими процессами в инженерных системах.
Разберемся в типах и назначении регулирующих клапанов.
По способу движения рабочей среды
Регулирующая арматура бывает двух типов:
- проходной — размещают на прямых отрезках, чтобы сохранить исходное направление;
- угловой — при ее использовании угол потока меняется на 90°.
В случае если есть необходимость смешивания двух видов рабочей среды, применяют трехходовые модели: их главное конструктивное отличие — три патрубка.
По области применения
Выделяют бытовые и промышленные модели. Бытовые предназначены для трубопроводов с холодной и горячей водой. Промышленные имеют более широкую область применения и набор рабочих сред: кроме воды, это может быть воздух, различные химические смеси (в жидком виде и в виде пара), газ, нефтепродукты.
Основные виды сырья в производстве регулирующих клапанов: чугун, литая сталь, латунь и другие металлические сплавы. Например, чугунная регулирующая арматура чаще всего используется для трубопроводов, по которым транспортируются вода (в том числе техническая) и пар. Нержавеющая литая сталь — востребованный материал для производства промышленной арматуры (некоторые модели способны выдерживать температуры до +450 °C.
По способу управления
Есть ручные и автоматические модели. Сфера применения ручной арматуры — трубопроводы небольшого сечения, в том числе это могут быть инженерные коммуникации в жилых домах.
На промышленных площадках, в инженерных системах обычно используют автоматические модели, оснащенные специальными датчиками. Эти датчики контролируют давление — при необходимости можно оперативно изменить потребляемый объем среды. Автоматический клапан оснащается электро- или пневмоприводом. Также используются гидравлические приводы.
По типу соединения
Фиксировать арматуру можно разными способами. Клапаны делятся на фланцевые, приварные, муфтовые и штуцерные.
Фланцевые соединения обычно используют на трубопроводах большого сечения, приварные — для работы с особо агрессивными средами, когда важна повышенная герметичность.
Элементы регулирующей арматуры с муфтой чаще применяют на бытовых и промышленных трубопроводах среднего и небольшого диаметра.
Штуцерные модели — наиболее востребованные изделия в быту. Их выбирают из-за простой конструкции и высокой надежности.
По типу затворного механизма
Регулирующие клапаны могут иметь следующие варианты затворов:
- Седельные. Рабочий элемент — плунжер, передвигающийся через седла арматуры. Седел бывает разное количество — одно или два. Модели с одним седлом подходят для трубопровода небольшого диаметра. Для крупных магистралей используют изделия с двумя седлами.
- Клеточные. В таких моделях используется цилиндрический затвор с радиальной перфорацией. Затвор передвигается по направляющему элементу — клетке. Такой клапан хорош сниженным уровнем шума и вибрации.
- Золотниковые. Регулирующую функцию выполняет золотник, который можно повернуть на определенный угол. Полной герметичности такой тип механизма обеспечить не способен, поэтому на магистралях высокого давления его не используют.
- Мембранные. В роли затвора выступает резиновая или пластиковая мембрана. Мембранный клапан, как правило, комплектуют гидравлическим или пневмоприводом. Этот тип регулирующей арматуры отличается высокой стойкостью к коррозии и воздействию различных агрессивных сред — подходит для применения в нефтегазовой промышленности.
Все типы клапанов имеют маркировку согласно ГОСТ Р 52720-2007 — она отражает конструктивные особенности, вид материала корпуса и уплотнителей. Регулирующий клапан обозначается цифрой 25 в наименовании изделия. Также в маркировке используют буквы: например, «С» означает, что материал изготовления изделия — углеродистая сталь. Далее в названии могут присутствовать комбинации из трех цифр: первой обозначают тип привода, двумя следующими — номер модели.
Например: 25с945нж — регулирующий клапан из углеродистой стали, с электрическим приводом и уплотнением из нержавеющей стали.